Прежде чем раскрыть основные идеи, цели и задачи РНСА, необходимо прояснить смысл, вкладываемый нами в понятия, вынесенные в заголовок, и их взаимосвязь. Дело в том, что, например, термин цивилизация имеет очень широкий спектр значений не только в бытовом, но и в научном употреблении.
Понятие цивилизация стало ключевым в трудах многих историков, культурологов, социологов, антропологов, политологов при попытке осмысления глобальных процессов и движущих сил мировой истории и поиска причин и путей урегулирования конфликтов в современном мировом сообществе.
Мы будем следовать концепции признанного авторитета, известного американского социолога и политолога Самюэля Хантингтона, автора историко-философского трактата «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. 1996), изданного в русском переводе («Столкновение цивилизаций», М.: «Издательство АСТ», 2003), который мы и будем цитировать. Трактат примечателен тем, что автор предпринимает попытку анализа, обобщения, систематизации и переосмысления исследований проделанных в этой области другими учеными, начиная с введения в научный обиход неологизма «цивилизация» (предположительно 1766 год) и до наших дней.
Согласно Хантингтону, понятие «цивилизация» эволюционировало от противопоставления концепции «варварства» в трудах французских философов XVIII века – «цивилизованное общество отличается от примитивного тем, что оно оседлое, городское и грамотное», до концепции множественных цивилизаций, «каждая из которых была цивилизованна по-своему». Проще говоря, пройдя длительный эволюционный процесс, европейская и американская философская мысль к середине XX столетия твердо осознала, что не только западная цивилизация имеет право именоваться таковой. Здесь, конечно, необходимо отметить фундаментальный 12-ти томный труд Арнольда Джозефа Тойнби «A Study of History» (1934-1961) («Постижение истории» или «Исследование истории» – два сокращенных перевода на русский этого труда), посвященный сравнительному анализу цивилизаций в ретроспективе исторического развития.
Итак, приняв в качестве первого важного тезиса предложенную концепцию «множественных цивилизаций», продолжим движение дальше, к выкристаллизовывающемуся уже определению понятия «цивилизация». И здесь не обойтись без связи с сопряженным понятием «культура». Вернемся к Хантингтону: «Цивилизация является наивысшей культурной целостностью... Культура деревни на юге Италии может отличаться от культуры деревни на севере Италии, но они будут разделять общую итальянскую культуру, которая отличает их от немецких деревень. Европейские сообщества, в свою очередь, будут обладать общими культурными чертами, которые отличают их от китайских или индийских сообществ. Китайцы, индусы и жители Запада, однако, не являются частями культурной категории более высокого порядка. Они образуют разные цивилизации. Цивилизация, таким образом, – наивысшая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентификации...».
Простое и ясное рассуждение, приведшее к достаточно емкому и краткому определению – пожалуй, нечего добавить. Среди общих объективных элементов цивилизации Хантингтон выделяет язык, историю, религию, обычаи и социальные институты.
Какой же из этих объективных элементов является приоритетным по важности, силе влияния на самобытность, идентичность цивилизации?
Согласно Хантингтону, это религия: «из всех объективных элементов, определяющих цивилизацию, наиболее важным, однако, является религия. Основные цивилизации в человеческой истории в огромной мере отождествлялись с великими религиями мира; и люди общей этнической принадлежности и общего языка, но разного вероисповедания, могут вести кровопролитные братоубийственные войны, как это случилось в Ливане, бывшей Югославии и в Индостане».
Второй важный для нас тезис Хантигтона: важнейшим из объективных элементов, определяющих цивилизацию, является религия. И следствие этого тезиса – приоритет религиозной общности над языковой и этнической, что ярко подтверждают приведенные Хантигтоном примеры.
Не давая определения понятия «культура», скажем лишь, что согласно Хантингтону «цивилизация – это явно выраженная культура», а согласно Броделю цивилизация – это «район, культурное пространство, собрание культурных характеристик и феноменов».
Поясним сказанное таким сравнением: если цивилизацию уподобить человеку, то культура подобна душе, а религия – духу. Вспомним также, что и само слово «культура» (лат. cultura), согласно Н.А. Бердяеву и П.А. Флоренскому, происходит от слова «культ» (лат. cultus): древо культуры произрастает из семени культа, согласно изначальной связи понятия «культура» с земледелием.
Подведем итоги нашего обсуждения: