Ф.М. Достоевский (1821-1881)

Ф.М. Достоевский (1821-1881)
«Человек есть тайна, её надо разгадать”
С именем Фёдора Михайловича Достоевского во всём мире связывают такое понятие, как загадка русской души. При жизни Достоевский по своей популярности уступал Л.Н.Толстому и И.С.Тургеневу, однако двадцатый век прочно закрепил за ним звание непревзойдённого психолога, разгадавшего загадку русской души, предвидевшего крупнейшие катастрофы двадцатого века. «Человек есть тайна, её надо разгадать, ежели будешь разгадывать её всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», – писал восемнадцатилетний Фёдор Достоевский в письме к брату.
Из каторги в императорский дворец
Жизненный и творческий путь Достоевского был необычным, полным взлётов и падений. Император Николай Первый приговорил молодого писателя к каторге и вечному поселению, его сын, император Александр Второй, вернул Достоевского, а будущий император Александр Третий в последние годы жизни писателя желал видеть его воспитателем своих детей. Однако прежде, чем стать знаменитым, Достоевский сполна испил чашу горечи. «От тюрьмы да от сумы не зарекайся», – гласит русская пословица. Достоевского не миновали ни тюрьма, ни сума (он пережил дни и годы отчаянного безденежья). В начале августа 1839 года восемнадцатилетний Федор Михайлович узнал страшную весть: отца его убили. С этой вестью некоторые исследователи связывают случай первого припадка эпилепсии у Достоевского.
В 24 года Достоевский представил на суд критики свой первый роман «Бедные люди», который немедленно принёс ему литературную славу. «У нас появился новый Гоголь», - заявил, ознакомившись с романом, поэт Н.А.Некрасов известному критику В.Г.Белинскому. «У вас Гоголи растут как грибы после дождя», – иронично заметил в ответ Белинский. Однако после прочтения «Бедных людей» в 4 часа утра пришёл к Достоевскому, чтобы выразить ему свой восторг по поводу прочитанного. В «Бедных людях» Достоевский продолжил тему «маленького человека», начатую Пушкиным и Гоголем. Главные герои романа, Макар Девушкин и Варенька Добросёлова бедны и занимают в обществе низшие ступени. Однако при этом они сохраняют человеческое достоинство, способность любить, жертвовать собой, наделены богатым внутренним миром. Читателей поразило то, что, несмотря на бедность, Девушкин и Добросёлова не считают себя жалкими, у них свои радости, порой они счастливы. Тем не менее, в конце романа Вареньку Добросёлову увозит богатый помещик Быков, а Макар Девушкин разбит горем. Для помещика Быкова Варенька Добросёлова – предмет для наслаждения, который можно купить. Таким образом, концовка романа выражала протест против крепостного рабства, против того, чтобы один человек становился собственностью другого.
Всеобщее братство по-социалистически
В сороковые годы Достоевский мечтает о всеобщем благоденствии на земле, об искоренении нищеты, бесправия, невежества. Эти мечты привели его в подпольный кружок Петрашевского. Петрашевцы решили посвятить свою жизнь тому, чтобы добиться построения в России парламентской республики. Этой цели они собирались достичь путём агитации в среде финансовой и торговой элиты. Петрашевцы планировали завести подпольную типографию, однако после буржуазной революции во Франции в 1848 году царская охранка была начеку и уже в 1849 году благодаря внедрённой в кружок агентуре арестовала всех его членов. Главным обвинением против Достоевского стало чтение письма Белинского Гоголю. В этом письме Белинский саркастически отзывался о Православной церкви и высмеивал христианские идеалы. Между тем с 1832 года Православие, Самодержавие и Народность были провозглашены тремя столпами государства. Более того, два орла на гербе России были призваны символизировать симфонию между светской и духовной властью. Нападки на церковь приравнивались в те годы к нападкам на государство и были уголовно наказуемы.
Материалы допросов не оставляют сомнения в том, что Достоевский вёл себя мужественно, он не выдал ни одного из своих товарищей. 24 декабря 1849 года вместе с двадцатью одним товарищем Достоевский выслушал смертный приговор. Трое приговорённых уже были привязаны к столбам. На них были белые балахоны с капюшоном для смертников, руки были связаны сзади и привязаны к столбу, на приговорённых были направлены ружья. Достоевский стоял в следующей тройке. Свои мысли в эти минуты, когда он отсчитывал, как ему представлялось, последние минуты своей жизни, писатель описал в романе «Идиот». Эта сцена является страстным призывом к отмене смертной казни.
Суд приговорил Достоевского к 4 годам каторги и пожизненной солдатской службе в отдалённой крепости Семипалатинска на территории современного Казахстана. Перед отправкой в Сибирь Достоевский напиcал брату Михаилу: “Будь что будет!.. Брат! Клянусь тебе, что я не потеряю надежду и сохраню дух мой и сердце в чистоте. Я перерожусь к лучшему. Вот вся надежда моя, всё утешение моё”. В Омске, по пути на каторгу Достоевский встретился с жёнами декабристов, которые подарили ему Евангелие. Эту книгу он бережно хранил до конца жизни и завещал её своему сыну.
На каторге Достоевского поразили уголовные преступники из крестьянской среды. Среди каторжан он встретил людей, которые переносили своё наказание со смирением и утверждали, что физические наказания избавили их от более тяжких мук совести. Однако это открытие писатель сделал не сразу. Вначале в душе Фёдора Михайловича разгоралась болезненная злоба к окружающим преступникам. Преодоление этой озлобленности описано в автобиографическом рассказе «Мужик Марей». В минуту тяжкого испытания писатель прибегает к спасительному воспоминанию из детства. Пятилетний Федя услышал крики: “Волк!” и с плачем кинулся бежать по дороге из леса. Его остановил, перекрестил и приласкал крестьянин Марей. На всю жизнь мальчик запомнил лучистый взгляд и теплоту в голосе незнакомого крестьянина. На каторге воспоминание о мужике Марее помогло писателю преодолеть стену непонимания с сокамерниками из народа. Мужик Марей стал для Достоевского символом простого русского крестьянина, который стремится на деле осуществить заповедь Христа: «Возлюби ближнего своего». Однако этот символ не однозначен и двойственен. Ведь убийцы отца Достоевского также были крестьянами. Не случайно в его знаменитом романе “Преступление и наказание” два противоположных по характеру героя из народа названы одинаковым именем Миколка. Один бьёт по кротким глазам лошади, добивает её камнями, другой готов идти на каторгу, чтобы “пострадать” за другого человека. На каторге Достоевский понял, что эта двойственность может умещаться и в одном человеке. Воспоминания о детском страхе и ласковой доброте простого мужика, который помогает ближнему по заповеди Христа, спасло Достоевского: «И вот, когда я сошёл с нар и огляделся кругом, помню, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом и что, вдруг, каким-то чудом, исчезла всякая ненависть и злоба в сердце моём. Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице и хмельной, орущий свою пьяную песню, ведь это тоже, может быть, тот же самый Марей: ведь я же не могу заглянуть в его сердце». В “Записках из мёртвого дома” Достоевский описывает, как во время Рождества самые закоренелые преступники, ненавидевшие друг друга, прощали друг другу все обиды и в тюремном остроге воцарялись мир и согласие. В зрелом своём творчестве Достоевский не делит своих героев на положительных и отрицательных, добрых и злых. В романе "Униженные и оскорблённые" (1861) он пишет: "Самый забитый последний человек есть тоже человек и называется брат твой". К каждому своему герою Достоевский относится как к равноправному, он прислушивается, пытается понять и оправдать каждого. В этой установке писателя знаменитый критик Михаил Бахтин видел влияние христианской этики. Он отметил, что в романах Достоевского практически нет героя, который бы владел абсолютной истиной, всей правдой, герои дополняют друг друга подобно различным музыкантам в симфоническом оркестре. Тот персонаж, который считает себя выше всех, уединяется, обособляется, обрывает свои связи с обществом. Например, в романе «Преступление и наказание» главный герой пытается возвыситься над толпой. Родион Раскольников живёт в комнате, похожей на гроб. Ему грозит долговая яма, он крайне беден и крайне горд. Поданную ему милостыню – золотой рубль он выбросил в Неву. Раскольников постоянно видит вокруг себя социальные контрасты: богатство и нищету, блестящие дворцы и убогие хижины. Он не может понять, для чего Бог дал капитал старухе-процентщице, которая терроризирует всех окружающих. После длительной внутренней борьбы Раскольников решает, что он должен убить злую старуху. Убийство он оправдывает тем, что старуха “никому не нужна”, а на её деньги можно осчастливить сотни людей. Однако в жизни всё оказалось сложнее. Чтобы скрыть следы преступления, Раскольников убивает и сестру процентщицы – кроткую Лизавету. Зарубленные женщины, лужи крови – эта картина на месте преступления расстроила психику Раскольникова. Он впадает в бредовое состояние. Он постоянно живёт в страхе, крайне раздражён. По сути, наказание Раскольникова началось задолго до судебного приговора – в этом главная идея Достоевского. Раскольников полагал, что, совершив преступление, избавит от всех бед свою мать и сестру. Однако после убийства он не может смотреть в глаза своих близких, он начинает избегать их. Его мать не смогла пережить весть о том, что её сын – преступник.
«Пророк русской революции»
В 60-е годы в России начали формироваться кружки террористов-народников. Идеологи народников заявляли, что все средства хороши ради построения справедливого общества. Достоевский в «Преступлении и наказании» стремится доказать, что цель не может оправдать средства. Через полтора года после совершённого преступления Раскольников видит на каторге сон. В этом сне мифические микроскопические существа трихины вселяются в людей. Под их воздействием человек начинает считать себя самым умным, почитает себя божеством, которого должны слушать все окружающие. В результате люди озлобляются, начинают истреблять друг друга. Армии отправляются на войну, но на пути солдаты уничтожают друг друга. Раскольников просыпается в холодном поту. Он понимает, что его теория «крови по совести» является безумием. Через 37 лет после смерти Достоевского в России вспыхнула Гражданская война. Эту войну назвали братоубийственной, сон Раскольникова – пророческим, а Достоевского – пророком русской революции. И тем не менее, у романа «Преступление и наказание» оптимистическая концовка. Осознав свою вину, Раскольников избавился от озлобления, ненависти. В эпилоге он сидит на залитом солнечным светом береге реки с Соней Мармеладовой, которая отправилась за ним на каторгу. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого» - эта фраза весьма типична для Достоевского. Главная тема его романов – нравственное воскресение. Для убийцы и блудницы – Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой – началась новая жизнь. В романе Достоевского, как и в Евангелии, последние оказываются первыми, а первые – последними: гордый и самодовольный юрист Лужин оказывается не способным на любовь и с позором изгоняется из общества, а кающаяся блудница Соня находит в Сибири уважение и любовь.
Всеобщее братство по-христиански
А в последнем и самом известном романе Достоевского «Братья Карамазовы» старец Зосима неоднократно подчёркивает, что преобразить окружающий мир можно лишь через признание своей личной ответственности и вины. Он призывает людей осознать, что всякий за всех и за всё виноват. Эту идею Достоевский показывает на примере убийства Фёдора Карамазова. Дмитрий и Иван Карамазовы подозреваются в отцеубийстве, которого они не совершали. И, тем не менее, каждый из них считает себя виновным в тяжком преступлении. На первый взгляд, Иван Карамазов всего лишь высказал общую идею допустимости преступления, Дмитрий Карамазов «всего лишь» совершил преступление на словах. Однако в мире Достоевского нет греха единичного, малые проступки влекут за собой большие и требуют раскаяния или расплаты. Любить, согласно старцу Зосиме, означает быть слугою людям, чтобы испытывать ответственность за всё и всех. Без этого невозможно достигнуть всеобщего братства, о котором мечтали в России новые политические течения.
Достоевский скончался в феврале 1881 года, сидя за письменным столом. Во время его похорон собрались десятки тысяч людей из всех политических лагерей. Опросы в различных уголках мира свидетельствуют о том, что Достоевский и по сей день остаётся одним из самых читаемых писателей во всём мире.
Афоризмы Ф.М.Достоевского
Бедность не порок, но нищета – порок. Эту фразу в романе «Преступление и наказание» говорит Раскольникову Мармеладов. Мармеладов утверждает, что в бедности человек может сохранять чувство собственного достоинства, в то время как нищему не по силам заботиться о чести.
“Чем больше я люблю человечество, тем труднее мне общаться с моими соседями” Это признание в романе “Братья Карамазовы” делает старцу Зосиме одна из посетительниц монастыря.
Великодушное сердце может полюбить из жалости. Слова Наташи Ихменёвой в романе «Униженные и оскорблённые».
Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак. Слова Алексея Валковского в романе «Униженные и оскорблённые».
Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Фраза Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».
Правду говорят только те, у кого нет остроумия. Фраза Фердыщенко в романе «Идиот».
Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Фраза Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
Счастье не в счастье, а лишь в его достижении. Фраза из «Дневника писателя».
Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его на простом собьют. Фраза Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
Честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест. Фраза Разумихина в романе «Преступление и наказание»
Чтоб умно поступать – одного ума мало. Фраза Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Лингвокультурологический словарь
Блудница – порочная женщина Низшие ступени в обществе – В начале 18 века Пётр Первый ввёл табель о рангах, состоявшую из 14 ступеней или классов. Макар Девушкин из романа “Бедные люди” является титулярным советником, то есть занимает чин девятого класса. Дослужиться до следующего – восьмого класса удавалось лишь единицам, поскольку он давал его обладателю дворянские привилегии. Воскресение – возрождение Грех – в христанстве: нарушение библейских заповедей, приводящее к духовной смерти Дворянин – представитель высшего сословия, имевшего ряд исключительных прав. Например, в армии дворяне начинали служить с офицерского звания, никто не имел права подвергать дворянина телесному наказанию. Декабристы – участники восстания 14 декабря 1825 года. Целью восстания была отмена монархии. Долговая яма – тюрьма, место заключения арестованных, первоначально устраивавшееся в земле (устаревшее). Евангелие (в переводе с греческого благая весть) – книга о земной жизни и воскресении Иисуса Христа Заповедь – 1. Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание. 2. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения. Каторга – 1. Использование осуждённых на тяжёлых принудительных работах в местах с особо суровым режимом. // Места отбывания такого вида наказания. 2. Непосильый, изнурительный труд. // Невыносимо тяжёлая жизнь. Клеймение преступников – наложение на тело преступника неизгладимых знаков, в виде эмблематических изображений или начальных букв, указывающих на преступление или на присуждённое наказание, сюда же должны быть отнесены некоторые добавочные членовредительные наказания (отрезание уха, вырывание ноздрей). Нары – тюремная койка Острог – 1. Обнесённый стеной тюремный замок // Тюрьма. 2. Ограда, стена из вкопанных вплотную и заострённых столбов (на Руси IX-XIII вв.). 3. Город, селение, являвшиеся укреплённым пунктом. Подпольный – принадлежащий подполью, связанный с подпольем. Подполье – 1. Помещение, пространство под полом.2. Нелегальное положение, нелегальная деятельность. // Люди, ведущие нелегальную работу. Рождество – праздник Рождества – рождения Иисуса Христа – Русская Православная церковь празднует 7 января. Самодержавие – система государственного управления с неограниченной властью царя (c 1721 года императора). Смертник – приговорённый к смерти. Смирение – христианская добродетель, противоположная гордыне. Смиренным мог называться тот, кто считал себя хуже и ниже всех окружающих. Слово "смирение" имеет в своей основе слово "мир". Оно указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми. Совесть – чувство моральной ответственности за своё поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом. Сокамерник – сосед по тюремной камере. Сума или кошель — род опоясания, или пояса, очень часто употребляемого, даже в настоящее время, в восточных странах, как необходимая часть верхней одежды. Шельмовать (кого-что) – 1. Подвергать позорному наказанию с последующим лишением прав (историческое). 2. Позорить, бесчестить, срамить, выставлять шельмой, негодяем. Растут как грибы после дождя – быстро размножаются От тюрьмы да от сумы не зарекайся – то есть будь готов к любому развитию событий. Синонимичная поговорка: Человек предполагает, а Бог располагает. Испил чашу горечи – пережил много бед.