Доклад на XX ВРНС. Роль России на мировой арене: на страже традиционных ценностей

Роль России на мировой арене: на страже традиционных ценностей

 

Многополярный мир: каким должен быть «полюс» ?

В последнее время мы все чаще слышим разговоры о том, что попытки Запада навязать планете «новый мировой порядок» с США в роли «мирового жандарма» не состоятельны, ведут к дестабилизации ситуации, которая может завершиться глобальным конфликтом, третьей мировой войной. Действительно, сейчас, после распада СССР, наблюдается разрушение хрупкого двухполюсного равновесия, сложившегося после второй мировой войны, по той простой причине, что наши западные партнеры отказываются признавать за Россией роль геополитического полюса. Почему? Давайте попробуем понять какими свойствами должен обладать геополитический полюс.

В первую очередь, полюс должен обладать военной мощью, с которой оппоненты не могут не считаться, иначе будет как в известной басне «у сильного всегда бессильный виноват».

Во-вторых, полюс должен обладать мощной экономикой, чтобы можно было поддерживать уровень жизни и избежать распада изнутри из-за возникновения революционной ситуации. Мы помним, как именно экономические проблемы запустили процесс, приведший к распаду СССР.

Но главное, полюс должен иметь идею, идеологию, которая будет привлекательной для остального мира, будет притягивать людей.

Итак, геополитический полюс должен быть локальной цивилизацией, в то время как обратное утверждение неверно. Не всякая локальная цивилизация, является геополитическим полюсом. Попробуем разобраться на примерах.

Индия и Китай – основы двух восточных локальных цивилизаций, имеют мощный военный и экономический потенциал, но не имеют ярко выраженного вектора, направленного вовне. Их идеологические стержни предназначены преимущественно для внутреннего пользования. Они никогда не были замечены в проявлении амбиций вселенского масштаба, не претендовали на роль мировых идеологических лидеров.

Западная цивилизация (США, Великобритания, Европа), наоборот, всегда обладала самосознанием «луча света в темном царстве», считала своим долгом «просвещать и окультуривать» мир. Запад имеет ясно выраженный императив: «приверженность демократическим ценностям – единственный способ развития любого общества» и через это неизменно претендует на роль флагмана, лидера, учителя человечества.

Исламский мир после распада Османской империи утратил геополитический стержень. Процессы, которые мировое сообщество с ужасом и недоумением наблюдает сейчас на Ближнем востоке – попытка вернуть этот утраченный стержень. Многие не понимают каким образом идеи «исламского государства» находят отклик в сердцах людей, почему мировое сообщество с огромным военным и идеологическим потенциалом не может на протяжении долгого времени силой остановить распространение этих идей по миру и консолидацию вокруг них больших человеческих ресурсов. Чем могут привлечь те, кто отрезает головы детям и ест сердце врага? Все это безумие затмевается идеей создания исламского халифата – государства-опоры мирового ислама, живущего по законам шариата. Исламская цивилизация также имеет ярко выраженный message, обращенный к миру – шахаду («нет бога кроме Аллаха...»).

Можно было бы обсудить еще латиноамериканский мир, но и приведенных примеров, думаю, достаточно для прояснения основной мысли: «геополитический полюс» = «сила» + «идея». Идея привлекает людей, манит, влечет их как магнит. Сила дает возможность отстаивать, продвигать, распространять идею.

Запад – несомненный геополитический полюс. Идея либеральных ценностей, свободы, равенства возможностей, в духе «если вы можете об этом мечтать, вы можете это сделать», несмотря на всю ее убогость, по сравнению с сокровищницей христианской духовности, на которой выросла западная цивилизация, все же является очень привлекательной, по крайней мере, среди необременной духовным и жизненным опытом молодежи во всем мире.

Исламский мир также стремится стать геополитическим полюсом, ностальгируя по былым временам, имея идеологическую базу, императив, обращенный к миру, но испытывая недостаток технологической мощи и отсутствие государственных образований, на базе которых можно было бы выстроить инфраструктуру.

 

Русский полюс: историческая ретроспектива

Со времен Ивана III, собирания земель и падения Константинополя в русском сознании окончательно утверждается концепция «удерживающего». Слова писания «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7), воспринимаются в толковании святителя Иоанна Златоуста: «когда прекратится существование римского государства, тогда он (антихрист) придет». Удерживающий – есть Римское государство, тайна беззакония – приход антихриста. Второй Рим – Константинополь – пал, третий и последний Рим – Москва. Как сказал старец Филофей: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Это осознание мировой роли государства Российского, Русской цивилизации, как удерживающей мир от окончательного разрушения и пришествия антихриста, на долгие века укрепилось в сознании людей от крестьянина до Царя и может быть выражено простой формулой: «Москва – третий Рим».

Эта формула и была квинтэссенцией российской внешней политики вплоть до прихода «гегемона». Русский Царь выступал защитником Православия и православных во всем мире и вставал непреодолимой преградой на пути стремящихся к мировому господству.

В декабре 1922 года возникла новая реальность – СССР. Страна советов выступила на мировую арену как лидер мирового рабочего класса. Девиз «Пролетарии всех стран соединяйтесь», который опять-таки стал квинтэссенций внешней политики страны, был размещен на гербе СССР и гербах всех союзных республик. Наличие такого мирового лидера привело к массе освободительных движений в Британской Индии, Латинской Америке и Африке. По сути был нанесен сокрушительный удар по имперским амбициям Запада.

Отмечая утопичность коммунистической идеологии, вспоминая реки крови, пролитые для ее насаждения внутри страны, а также быстрое падение этого колосса на глиняных ногах, нельзя не отметить, что именно наличие идеологии было основополагающим фактором, который делал СССР безусловным геополитическим полюсом, с которым приходилось считаться всем.

Год 1991. Крушение СССР. Опять новая реальность – Российская Федерация и «постсоветское пространство». Отвергнута коммунистическая идеология, может быть самое время возродить «хорошо забытое старое»? Извечный русский вопрос: «Что делать?». Сделали. Приняли конституцию. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (статья 13.2). «Российская Федерация — светское государство» (статья 14.1). «Религиозные объединения отделены от государства» (статья 14.2). Все. Возврат к идее «Москва – третий Рим» невозможен. Во-первых, потому что это идеология, во-вторых, потому что она имеет религиозную основу.

Выбор новой идеологии тоже невозможен, согласно конституции. Тупик.

 

Печальная логика

Россия претендует на роль геополитического полюса. Для этого необходимо иметь идеологический стержень внешней политики. Россия не может иметь идеологии по конституции. Следовательно, Россия не может быть геополитическим полюсом.

 

Что делать?

Прежде, чем перейти к поиску выхода из сложившейся патовой ситуации, рассмотрим некоторые варианты девизов, предлагаемых сегодня на смену рассмотренным выше.

«Россия – великая держава». Девиз? А где идея? Всего лишь констатация факта. А нужно руководство к действию. Нужен вектор, направление движения и цель.

«Патриотизм». Опять же это не идея, а чувство – любовь к Родине. Чувство – великая сила, но идеология – суть указание на точку приложения и направление действия силы, а также указание на конечную цель этого действия.

Другими словами, идеология должна ответить на два вопроса: куда? и как? Цель и маршрут. Патриотизм объединяет, вдохновляет, сплачивает. Но вот мы собрались. Куда идем? «В Царство Небесное» – говорила нам идея Российской Империи, «К коммунизму во всем мире и в отдельно взятой стране» – говорила нам идеологическая машина СССР. А теперь? Куда позовут нас теперь? В безликое «светлое будущее»? В еще более великую Россию, где всем будет комфортно, тепло и сытно? Неужели вы не знаете, что сердце русского человека горит только от мысли о великом, неземном, вселенском, возвышенном, о том чего нельзя потрогать руками, но можно созерцать очами веры.

Наш ответ простой: необходимо вернуться к идее удерживающего. Но для этого нужно ответить на два вопроса. Почему это нужно сделать? И как это сделать в вышеописанных реалиях?

 

Зачем возвращаться?

Итак, зачем возвращаться к идеологии третьего Рима? Основной аргумент: потому что Россия все еще вольно или невольно выполняет роль удерживающего. Ее выполнял даже СССР с его богоборческой идеологией, остановив очередного предтечу антихриста (коих со времен Нерона было множество) во время Великой отечественной войны, а потом на протяжении десятилетий успешно противостоя непомерным имперским аппетитам Запада.

И народ душой понимает, что Россия, остановив фашизм, в очередной раз выполнила свою вселенскую миссию – удерживать распространение мирового зла. И никакая другая страна или цивилизация не имеет подобных заслуг перед человечеством. Вот откуда такой отклик на акцию «Бессмертный полк». Не только и не столько патриотизм движет людьми, проходящими с портретами отцов и дедов по улицам городов, но и это осознание своей вселенской роли: «Наши отцы спасли мир». И мы должны будем делать то же. У России нет другого пути.

Другой аргумент, это вышеприведенное толкование святителя Иоанна Златоуста и старца Филофея на слова послания Апостола к солунянам. Понятно, что для человека нерелигиозного аргумент основанный на толковании Святыми отцами Священного Писания звучит неубедительно. Но, согласитесь, говорить об идеологических основах Русской цивилизации, вскормленной молоком Православия, не прибегая к аргументам религиозного характера, невозможно.

Третий аргумент: мы имеем печальный опыт кардинальной смены идеологической базы – коммунистический период – закончившийся катастрофой в сравнительно короткий по историческим меркам срок. Что такое семьдесят лет по сравнению с почти тысячелетним стоянием Руси Православной? А сегодня англосаксы уже замышляют размещать ракеты, направленные на Москву, на исконно русских землях! Это ли не катастрофа? Когда и кто смел называть Россию «региональной страной» или того хуже «большой бензоколонкой»? Сейчас смеют.

Не так было во времена Николая I, который обещал французам прислать сотни тысяч зрителей в серых шинелях на спектакль-пасквиль о своей бабушке – Екатерине II. И дрогнула Франция, еще не забывшая грозного вида русского солдата.

Не так было во времена Александра III, под кулаком которого разлетелся каменный стол и грозные слова: «Всю казну на войну!» привели в трепет английскую корону и остановили очередное кровопролитие.

Еще много можно привести примеров, когда было не так. Сравнить хотя бы действия России в юговосточной Европе на землях южных славян в годах 1877-78 и 1999. В первом случае принесена долгожданная свобода от османского ига, во втором – печальное наблюдение за разрушением Югославии.

Итак, смена идеологии быстро привела к ее потере, что в свою очередь привело к серьезным потерям геополитическим. Причем, видя все нарастающее давление, мы понимаем что наши оппоненты не остановятся на достигнутом, как не хотели останавливаться в свое время ливонские и тевтонские рыцари, монголо-татарские полчища, польско-литовские войска, Наполеон и Гитлер.

Все это приводит нас к выводу: 1. не нужно искать очередной смены идеологии, имея столь печальный опыт перемен; 2. нельзя оставаться вовсе без идеологии – последние 25 лет тяжелых геополитических потерь убеждают нас в этом. Остается вернуться к идее на которой выросла возмужала и окрепла Русь – идее «удерживающего ныне».

 

Как возвращаться?

Допустим мы согласились с вышеизложенным и хотим найти путь «к хорошо забытому старому». Тут мы сталкиваемся с проблемами юридического характера, в первую очередь со статьями 13 и 14 конституции РФ, цитированными выше.

Как ни парадоксально, наличие статьи 13, провозглашающей недопустимость официальной идеологии, может быть даже полезным. Здесь нужно учитывать нашу ментальность. За семьдесят лет мы так пресыщены идеологизацией всего и вся, что сейчас даже очень «правильная» официальная идеология будет невольно напрягать. Поэтому лучше, чтобы любая попытка говорить об идеологии носила неофициальный характер. Лучше и самого термина «идеология» избегать. Но, как показывают предыдущие рассуждения: называй ее как хочешь, а без нее никуда.

Со статьей 14, постулирующей светскость государства Российского, дело обстоит тоже достаточно просто. Она вообще не помеха, поелику обращаться к сегодняшнему секулярному миру на языке религиозных образов – задача неблагодарная и бессмысленная. Нужно говорить с людьми на понятном им языке. Поэтому старая идея несомненно должна звучать по-новому. Но как? Здесь нужен небольшой анализ.

Глобализм

Тайна беззакония в действии со времен Апостола, но проявляется каждый раз по новому и нужно рассмотреть текущие симптомы, в частности, нужна ретроспектива геополитических процессов прошлого и начала нынешнего века.

С одной стороны, мы уже упоминали о заболевании, поразившем Русскую цивилизацию – экспортированной с Запада коммунистической идеологии. Попытки привить ее на отечественной почве, поначалу казавшиеся весьма успешными, все же милостью Божьей, видимо, канули в лету.

Если ситуация в родных пенатах нам хорошо известна и ясна, то не лишним будет упомянуть о том, что на Западе в это время тоже происходили бурные процессы замены цивилизационных основ, завершившиеся, по-видимому, перерождением западной цивилизации.

Становление Запада в эпоху раннего средневековья шло под воздействием христианских идей, которые достаточно давно, еще в эпоху возрождения, начали сперва робко, а потом все смелее и агрессивнее вытесняться идеями либерально-демократическими. Но еще в середине XIX столетия королева Виктория говорила: «Я приписываю Библии величие Англии». На картине Томаса Джонса Баркера "Тайна величия Англии" изображено как королева дарит Библию иностранному послу. Итак, еще сравнительно недавно Западная цивилизация развивалась на христианском основании.

Процесс вытеснения христианский идей из цивилизационных оснований достиг своего апогея в XX столетии и сегодня уже большинство исследователей говорят о постхристианском Западе. Если Русь болела коммунизмом, в то же самое время Запад капитально хворал либерализмом.

С другой стороны, экономическое процветание Запада во многом было обусловлено колониализмом. А XX век ознаменован крахом колониальной системы в ее классическом виде. Что делать? Необходимо вернуть контроль над утраченными ресурсами и рабочей силой. Как? Нужно создать юридические и экономические механизмы, которые будут неподвластны юрисдикции правительств новообразованных суверенных государств и вновь использовать их ресурсы как раньше. Но ведь народы, только вкусившие свободы не захотят нового рабства. Они распознают коварный умысел и будут противодействовать. Военные методы только усилят ненависть к агрессорам. Нужен другой подход. Нужно изменить сознание людей, оторвать их от традиции, в которой они формировались, внушить им новую систему ценностей, в рамках которой они не будут замечать этой новой изощренной формы рабства, более того будут приветствовать ее ради комфорта и удобств, полученных взамен.

Так зарождалась идеология либерального глобализма – власти либеральных ценностей, свободы движения капитала и рабочей силы.

 

Разрушение традиций

Начну с яркой цитаты из литературного прозрения Дж. Оруэлла «1984»: «Мы разорвали связи между родителем и ребенком, между мужчиной и женщиной, между одним человеком и другим. Никто уже не доверяет ни жене, ни ребенку, ни другу. А скоро и жен, и друзей не будет. Новорожденных мы заберем у матери, как забираем яйца из-под несушки.»

Вот схема, реализацию которой мы с ужасом наблюдаем сегодня. Для получения тотального контроля и легкости манипулирования нужно ослабить человека одиночеством. Бог сказал: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18), на что враг решил: «нужно изолировать человека». Нужно сказать, что поскольку индивидуализм является одним из основополагающих принципов либеральной идеологии, достичь изоляции западного человека достаточно легко.

С остальным миром, конечно, сложнее, но значит нужно убедить всех, что либеральные ценности лучше их традиционных, устаревших взглядов. После чего задача сводится к предыдущей.

Глобалисты используют три мощных инструмента разрушения традиционной системы ценностей: феминизм, ЛГБТ-движение и ювенальная юстиция.

Феминистки США открыто провозглашали свои цели еще более полувека назад: разрушение семьи, патриархата, моногамии. Не скрывали и методов: продвижение половой распущенности, эротизма, проституции и гомосексуализма.

ЛГБТ-движение добивается все новых успехов в работе по стиранию граней между мужчиной и женщиной. Биологический пол (sex) заменен на социальный пол (gender). Количество различных гендеров неуклонно растет. Пользователям facebook в США предлагается на выбор 58 (!) гендеров.

Машина ювенальной юстиции также успешно реализует программу по отчуждению детей от родителей вполне в духе цитаты из Оруэлла.

Обратим внимание на тот факт, что основное наступление идеологическая машина либерального глобализма ведет именно на семью. Потому что семья – это последний оплот традиционной системы ценностей, уже не поддерживаемых на государственном уровне в большинстве государств, а также последняя преграда на пути к полной изоляции отдельно взятого человека.

После разрушения института традиционной семьи зачесать мир под общую гребенку либеральных ценностей уже не составит труда. После чего легко будет получить идеального человека эпохи глобализма: IT-кочевника, работающего там, где больше платят, живущего там, где работает, общающегося в соц. сетях, все свои потребности удовлетворяющего через гаджет с выходом в интернет, откуда он заказывает еду, женщин и вообще все, что душа пожелает.

 

Противостояние

Рассмотрев маску, надетую мировым злом сегодня – либеральный глобализм, а также кратко обсудив методы, которыми это зло пытается реализоваться, мы пришли к выводу, что на острие глобального идеологического противостояния оказалась традиционная система ценностей, в основе которой институт традиционной семьи.

Отсюда становится ясным, что кроме военно-политического и экономического противостояния, удерживающий должен выступить на идеологическом поприще как защитник семьи и всей традиционной системы ценностей.

Тогда миллионы французов, вышедших протестовать против узаконенных однополых браков; миллионы немцев, не хотящих, чтобы их дети посещали уроки секспросвета, на которых девочки теряют сознание от мерзости демонстрируемого; миллионы американцев из одноэтажной Америки, любящих свои семьи и не хотящих, чтобы их сын женился на мальчике, увидят, что в мире есть реальная сила, поддерживающая их. Они увидят, что на глобусе еще есть место, где можно скрыться от этой вакханалии и безумия.

Тогда мы снова станем геополитическим полюсом, на который воззрят многие.

 

Проблемы

Для того чтобы реализовать вышеуказанную задачу – стать мировым лидером, защищающим традиционные ценности, необходимо создать у себя условия для такой деятельности, в первую очередь, в юридическом поле.

Нам никак не стоит копировать ювенальные и прочие схемы, рожденные в недрах либерализма с его индивидуалистским подходом. Либеральному индивидуализму нужно противопоставить демократическую систему, основанную на духе коллективизма, которая у нас существует на интуитивном уровне давно, но плохо вписывается в имеющееся юридическое поле.

С одной стороны, конституция РФ защищает и поддерживает семью (статьи 7.2, 38.1, 72.1). С другой стороны, статус семьи, как субъекта права, практически не раскрыт в законодательстве РФ. Нет даже определения понятия «семья». Не описаны права семьи. Речь в Семейном кодексе идет только об отдельных членах семьи и их взаимоотношениях, но не о семье в целом.

Если бы семья стала полноценным субъектом права с четко описанными правами и обязанностями перед государством, то это могло бы стать юридической основой иной формы демократии – демократии в духе коллективизма, в противовес западной модели.

Понимаю, что поставленная задача кажется трудновыполнимой, но давайте хотя бы начнем обсуждать ее и может быть на поверку окажется, что это не такая уж и несбыточная мечта.

 

Итог

Нам нельзя отказываться от своей традиционной роли в мировой истории – стоять на пути сил, стремящихся к мировому господству. В настоящее время эта сила суть либеральный глобализм, рожденный в лоне Западной цивилизации и уже практически поглотивший ее. Он пытается захватить планету не только и не столько военной агрессией, сколько проникновением либеральной идеологии в умы и сердца людей. Для этого уничтожается система нравственных координат, созданная в процессе многовекового, многообразного духовно-культурного роста человечества в лоне отдельных локальных цивилизаций, чтобы на выжженное поле насадить либеральные идеи. Параллельно ведется работа по изоляции людей друг от друга. Сегодня это процесс часто называют расчеловечиванием. Последним оплотом на пути разрушения традиционной системы ценностей и изоляции людей является институт традиционной семьи. Тот кто хочет остановить победное шествие глобализма, должен встать на защиту семьи.

России для того, чтобы стать мировым лидером в защите традиционных ценностей, нужно существенно проработать юридические механизмы, выделяющие семью как субъект права. Семья должна получить права и свободы, о которых на западе принято говорить только в личностном разрезе. Это должно привести к закреплению de jure иной коллективисткой модели демократии, существующей у нас de facto стихийно и отличной от западного индивидуалистического образца.